Всемирный день проблемы аутизма

2 апреля — распространение информации об аутизме

Развивающие занятия
Развивающие занятия с ребенком аутистом

Впервые упоминание аутизма с научной точки зрения в медицине произошло в 1943 году, американским детским психиатром Лео Каннером в его статье «Аутистические нарушения аффективного контакта». Аутизм – это сложное расстройство развития и работы центральной нервной системы. Он проявляется у детей от 2 до 4 лет неспособностью полноценно контактировать с людьми, строить межличностные отношения, быть самостоятельным человеком. По статистике из 68 родившихся детей у одного ребенка выявляется такой диагноз.

В Беларуси с диагнозом аутизм проживает более 1000 детей. Причины возникновения аутизма до сих пор наукой на 100% не выяснены, однако, гипотез появления такой болезни сегодня много. И по причине малой изученности болезни, а также невозможности найти двух детей с аутизмом у которых была бы одинаковая картина такого недуга, медикаментозное и иные виды лечения сугубо индивидуальны и очень дорогостоящи. В частности, в Беларуси совсем недавно появились специализированные центры, где дети с аутизмом могут заниматься по специальным методикам. К примеру, в коррекционно-развивающем Томатис-центре «Амадей» можно пройти курс сенсорно-звуковой стимуляции по методике Томатис, которая улучшает способность мозга воспринимать и обрабатывать информацию, восстанавливает и нормализует функции мозга. Стоимость одного курса по методике Томатис от 600 до 900 белорусских рублей.
Каждому ребенку с аутизмом одного курса «Томатис» не достаточно, более того требуется регулярное посещение различных специалистов, с целью полной социализации для дальнейшей самостоятельной взрослой жизни. К сожалению, если родители не могут позволить себе заниматься со специалистами, то недуг полностью «завладевает» сознанием и будущее такого ребенка предопределено психоневрологическим диспансером до конца жизни.

 

Занятия в томатис-центре
Занятия в томатис-центре

«Аутизм входит в широкую группу расстройств аутистического спектра. Он может иметь различные формы (легкая, средняя, тяжелая), и принимать различные виды (детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта и пр.). Порой очень сложно отличить одну форму от другой, так как симптомы очень сложны и размыты, к тому же, не существует строгих диагностических критериев под каждую разновидность расстройств аутистического спектра. С помощью работы психологов, реабилитологов, социологов, а также с помощью родительской любви и поддержки можно максимально адаптировать ребенка к социальной жизни, сделать его независимым и, главное, счастливым человеком», — говорит Марина Клименок, руководитель коррекционно-развивающего Томатис-центра «Амадей».

Сегодня в Беларуси юридически зарегистрированы несколько некоммерческих общественных организаций по помощи людям с аутизмом, а также работает специальный проект «Добрые открытки Аукотики», с помощью которого можно оказать помощь семьям в которых воспитываются такие дети. Волонтеры проекта с открытками предлагают приобрести любую добрую открытку с помощью онлайн-сервиса www.aukotiki.by и, тем самым, оказать помощь. На сайте есть информация не только о детях, для которых работает сервис, но и о волонтерах проекта.

«Проект с добрыми открытками команда волонтеров запускала в течение 4 месяцев. Мы надеемся, что сервис будет пользоваться спросом у белорусских посткроссеров. А если каждый белорус с помощью нашего сервиса приобретет хотя бы одну открытку, то мы сможем оплатить курс Томатис-терапии каждому белорусскому ребенку с диагнозом аутизм», — отметила руководитель проекта «Добрые открытки Аукотики» Марина Роман.

К основным проблемам людей с аутизмом относят: ярко выраженные проблемы обработки сенсорной информации, стереотипные проявления поведения, интересов и действий, отсутствие или задержка речи, а также нарушение в развитии социального взаимодействия и общения, ограниченный набор действий и интересов.

 

Диана с сыном Артемием
Диана с сыном Артемием

«Диагноз аутизм наша семья не ожидала услышать. Наш сын Артемий родился абсолютно здоровым ребенком без каких-либо отклонений. Когда Артемию исполнилось 2 года мы стали замечать некоторые странности в его поведении: наш сын становился пугливым, все чаще замыкался в себе, из его речи уходили слова. А в 3 года Артемию поставили диагноз ранний детский аутизм. С этого момента наш обычный уклад жизни изменился полностью и вот уже более 7 лет мы боремся с недугом. Сейчас у нас есть успехи, которых бы не было, если бы Артемий не посещал специалистов. Да, это не дешево, но для нас важнее то, что наш сын может самостоятельно себя обслуживать. Мы учимся общаться с помощью карточек альтернативной коммуникации PECS, так как Артём невербален. Благодаря регулярным занятиям по методике АВА (прикладной анализ поведения) наш мальчик научился взаимодействовать со взрослыми, улыбается, подаёт руку, проявляет интерес к детям. С сентября прошлого года наш сын принимает участие в проекте «Move Team» и зимой Артём с огромным удовольствием катался на лыжах, а сейчас прыгает на батуте. Для кого-то это обычные вещи, а для нас это такое счастье – видеть как постепенно мы двигаемся вперёд.
Конечно же, Артемий растет, и мы уже сейчас думаем, каким образом он сможет быть в социуме. Например, в европейских странах люди с таким диагнозом живут в специальных деревнях, где могут себя обеспечивать самостоятельно всем необходимым для жизни. И у нас есть мечта – организовать такую деревню в нашей стране», — прокомментировала Диана Аникевич, мама 10-ти летнего Артемия, который последние 7 лет живет с диагнозом аутизм.